Вход для бунтарей



Бунтари на сайте

Нет

Статистика

Похожие материалы

Анархо-спонсоры хD

Лекция 1: Анархизм. Его суть, происхождение и виды. PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Панк Чтиво - Основы панка
Автор: Metlores   
21.04.2012 15:55

Анархи́зм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого (в том числе и государственного) принудительного управления и власти человека над человеком

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. 

Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

********

Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). 
Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.
Непосредственно же первым теоретиком современного анархизма стал Уильям Годвин (1756—1836), развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли (правда, он ещё не пользовался термином «анархизм»).

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

Цитата:

«(...) в Англии, уже в 1793 году, выступил Годвин, опубликовав свой поистине замечательный труд "Исследование политической справедливости и ее влияния на общественную нравственность" (Enquiry concerning Political Justice and its influence on general virtue and happiness), где он явился первым теоретиком социализма без правительства, то есть анархизма (...)»

П. Кропоткин. «Современная наука и анархия»

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif


Первым же либертарным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом). Он выступил с идеей «спонтанного порядка» (система координации в экономике, когда независимые участники производят свои действия, побуждаемые исключительно собственными интересами, основываясь на самостоятельно полученной информации), противопоставив её идеям централизма. Он предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что все делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, и где «одни только деловые операции создают общественный строй». При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию как

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

Цитата:

«форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д., [должны были] уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на местном самоуправлении»

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif


*****************

Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно дополняющих друг друга: например анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты, большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов. В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.

Стоит отметить, что ещё в 1927 году, отвечая на «Платформу», предложенную Петром Аршиновым и поддержанную Нестором Махно «группа русских анархистов в изгнании» писала (при этом отмечалось, что данные положения были сформулированы в ходе гражданской войны в России в 1918—1919 годах, в ходе попытки объединения российских анархистов для совместной революционной борьбы):

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

Цитата:

«(...) были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм (в широком понимании) как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса. 

Было констатировано, что все три подхода - коммунизм (либертарный), синдикализм, индивидуализм - по сути, есть лишь три существенных элемента одного и того же целостного процесса: достижение методами классовой организации и классового действия трудящихся масс ("синдикалистский" метод) анархического коммунистического общества, которое призвано служить необходимой социальной базой для полного расцвета свободной индивидуальности»

Соболь, Флешин, Шварц, Штеймер, Волин, Лия, Роман, Эрвантян. Ответ нескольких российских анархистов на "Платформу". По поводу проекта "Организационной платформы", опубликованной "Группой русских анархистов в изгнании". (Апрель 1927 г.)

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif

http://forum.an-com.org/images/spacer.gif


При этом часть современных анархистов даже выступают в поддержку капиталистических отношений (например, рыночные анархисты, агористы и др.), часть являются сторонниками рыночных отношений, но отрицают при этом капитализм (мутуалисты). При этом все-таки представители «правого» анархизма составляют меньшинство относительно анархистского движения в целом, в то время как большая часть анархистов по всему миру придерживаются идей левого толка. По словам анархиста XXI века Синди Милштейн, анархизм — «политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного».

Среди анархистов нет однозначного отношения к организованности движения: часть выступает за создание анархистских организаций (в том числе анархистских профсоюзов — анархо-синдикалисты), другие же выступают резко против, отстаивая в частности принцип действия через аффинити-группы, когда активисты группируются по принципу личного знакомства.

Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например — толстовцы, представители христианского анархизма), выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности достижения анархистского идеала вольного общества.

Основные направления в анархизме:
- Анархо-индивидуализм
- Мутуализм
- Социальный анархизм (коллективистский анархизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм)
- Постклассический анархизм (анархо-капитализм, анархо-феминизм, зелёный анархизм)


Список литературы для самостоятельного изучения:
1. П. А. Кропоткин «Что такое анархия?» http://avtonom.org/old/index.php?nid=1013
2. Пётр Кропоткин "Анархия, её философия, её идеалы" http://avtonom.org/old/index.php?nid=992
3. Эррико Малатеста "Краткая система анархизма в десяти беседах" http://avtonom.org/old/index.php?nid=1019

 

Источник: http://forum.an-com.org/viewtopic.php?f=45&t=18700&sid=96c9274c5db35b54bd65a94c0e551ea1 

Обновлено 22.04.2012 11:35
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить